История Рэйки в Восточном мире

 

Рэйки открыл и совершенствовал доктор Микао Усуи, который был, среди прочих занятий, буддийским монахом. Он родился 15 августа 1865 года в небольшой японской деревушке Таньяй (район Ямагата префектуры Гифу), расположенной недалеко от современной Нагои. Усуи много путешествовал и занимался исследованиями, поэтому некоторые считали его выходцем из богатой семьи. Хотя для Японии это было бы обычным явлением, в данном случае такие предположения не подтвердились.

Нам известно, что в юные годы он изучал кико в буддийском храме Тэндай на священной горе Курама, к северу от Киото. Кико – это японская версия цигун, дисциплина, предназначенная для улучшения здоровья посредством медитации, дыхательных практик и медленных физических упражнений. Она фокусируется на использовании Ки, или жизненной энергии, и включает методы лечения с помощью наложения рук.

При использовании метода кико вначале с помощью упражнений создается источник целительной энергии, и только потом эта энергия может быть использована для лечения. Кроме того, целитель подвержен истощению, поскольку может использоваться также его личная энергия. Юному Усуи очень хотелось узнать, не существует ли метода лечения, который не требовал бы накопления целительной энергии вначале и не приводил бы к истощению в конце. Это был серьезный вопрос, он сыграл роль семени, попавшего в пытливый ум юноши, семени, которое прорастало незаметно, пока вдруг не принесло, уже в зрелом возрасте, самый богатый урожай.

В поисках знаний Сэнсэй Усуи объездил всю Японию, Китай и Европу. Его целью было изучение и исследование самых разных областей, включая медицину, психологию, религию и духовное развитие. Благодаря своим повышенным психическим способностям он смог присоединиться к метафизической группе под названием Рэй Дзиуту Ка, где продолжил свое изучение духовного мира. Обладая постоянной неослабевающей тягой к знаниям, он смог создать основу, позволившую ему понять смысл удивительного благословения, которое пришло к нему спустя годы.

Образование и хорошо организованный ум Усуи помогли ему получить работу секретаря у Синпей Гото, будущего начальника отдела здоровья и благосостояния, а позднее – мэра Токио. Одним из преимуществ работы в должности секретаря была возможность завязать знакомство со многими влиятельными людьми по всей Японии. Эти контакты позволили ему организовать собственный бизнес, а потом стать преуспевающим бизнесменом.

Некоторое время его дела шли хорошо, но в 1914 году ситуация изменилась. Тогда, обладая некоторыми знаниями буддизма, Усуи решает стать буддийским монахом. Сосредоточившись на религиозной практике, он напряженно работает. Но в конце концов он возвращается на гору Курама, где учился еще будучи мальчиком. Он принимает решение провести на горе двадцать один день в полном уединении. Там он постится, молится, медитирует. В его программу вполне могла входить медитация стоя под небольшим искусственным водопадом, когда поток воды низвергается на голову. Такую медитацию практикуют на горе Курама по сей день! Задача ее – очистить макушечную чакру. К концу его уединения, предпринятого в марте 1922 года, через его макушку вошел прекрасный могучий духовный свет, и он испытал сатори, или просветление. Этот свет был энергией Рэйки, пришедшей к нему в виде настройки. После этого его сознание значительно расширилось, и он понял, какая великая сила вошла в него. Он знал, что это была та сила, которую он хотел иметь еще тогда, когда ребенком изучал целительство на горе Курама. Его радости не было предела. Теперь он знал, что может лечить других людей, не истощая собственной энергии. Сэнсэй Усуи сначала использовал Рэйки для себя, а потом для членов своей семьи. В апреле 1922 года он переехал в Токио, где основал общество «Усуи Рэйки Риохо Гаккай», что в переводе означает «Общество Усуи по лечению методом Рэйки». Кроме того, он открыл клинику в Харад-зюку, Аояма, недалеко от усыпальницы Мэйдзи в центре Токио, и начал вести группы по обучению Рэйки и предоставлять лечебные сеансы Рэйки. Позднее он разработал шесть уровней, или ступеней обучения (согласно Фумио Огава). Он нумеровал свои уровни в обратном порядке по отношению к тому, что принято у нас, на Западе: первый уровень был уровнем номер шесть, а самый высокий – уровнем номер один. (Первые четыре уровня, то есть уровни 6-3, соответствуют Рэйки-I по классификации госпожи Такаты. Она объединила все четыре уровня в одну ступень. Именно поэтому для своего первого уровня она дает четыре настройки – по одной на каждый уровень.) Первые четыре уровня были названы Содэн, или начальный уровень; пятый уровень был назван Окудэн, или Внутреннее учение, и был разделен на Окудэн Дзэнки (первая половина) и Окудэн Коки (вторая половина); уровень мастера был назван Синпидэн, или Обучение мастерству, таинству.

Следует отметить, что Сэнсэй Усуи не использовал слова «мастер», и в Японии оно вообще не используется. Этот титул был введен Хавайо Такатой в 1970 году, когда она начала обучать уровню Синпидэн. Разумнее было бы не использовать этот термин, так как в духовной практике «мастером» называют того, кто достиг просветления, что на этой планете удается лишь очень немногим. В Рэйки уровень Синпидэн просто передается от учителя ученику, при этом от ученика не требуется не только просветления, но даже того духовного развития, которого достигает просветленный Мастер. Ведь когда люди впервые слышат о Рэйки и об уровне мастера Рэйки, некоторые, считая, что мастер Рэйки сравним с духовным мастером, или просветленным Мастером, составляют неправильное представление о духовном состоянии мастера Рэйки. Кроме того, некоторые стремятся стать мастерами Рэйки ради самого статуса, а не для того, чтобы передавать Рэйки другим людям. Если бы на Западе уровень Синпидэн продолжали называть «уровнем Синпидэн» или просто уровнем учителя Рэйки, вокруг Рэйки не возникало бы столько захватывающих для эго иллюзий, как было в 70-е и 80-е годы, когда на Западе впервые стали обучать уровню мастера.

Сэнсэй Усуи продолжал давать уроки и лечебные сеансы в токийской клинике, но в 1923 году мир и гармония были нарушены страшным Кантийским землетрясением, одним из самых жестоких и опустошительных землетрясений, обрушивавшихся на Японию. Погибло более 140 000 человек. Тысячи зданий были разрушены, еще больше – уничтожены разбушевавшимися пожарами. Тысячи людей лишились крова, улицы заполнились больными и калеками. Редкий человек не был травмирован эмоционально. Потребность в Рэйки возросла до невероятных размеров, и Сэнсэй Усуи со своими учениками работали день и ночь, чтобы помочь как можно большему количеству пострадавших. В 1925 году он открыл в Накано, Токио, значительно большую клинику и стал ездить по всей Японии, неся знания о Рэйки. Еще несколько лет после землетрясения потребность в лечении была очень высокой, и за это время Сэнсэй Усуи обучил Рэйки более двух тысяч учеников и выпустил шестнадцать учителей.

Сэнсэй Усуи не хотел, чтобы Рэйки превратилось в исключительную практику для небольшой группы людей или чтобы оно могло каким-то образом контролироваться или ограничиваться. Он хотел, чтобы оно было доступно каждому и распространилось по всему миру. Он учил, что Рэйки – это путь, позволяющий любому человеку испытать Божественное, а это повысит готовность людей работать вместе, чтобы создать лучший мир.

Сэнсэй Усуи умер 9 марта 1926 года, после удара, который случился, когда он вел группу Рэйки в Фукуяме. Он похоронен у храма Сайходзи в Сугинами-Ку, Токио. Его ученики воздвигли рядом с могилой большой мемориальный камень с прекрасной надписью, в которой описывается жизнь Сэнсэя Усуи и его работа с Рэйки.

В то время, когда Сэнсэй Усуи открыл Рэйки, уже обучали многим другим способам лечения наложением рук. Согласно Тоситака Моти-дзуки, Морихей Танака применял технику лечения Тайрейдоу, а Тосихи-ро Эгути, который, прежде чем создать собственную группу, обучался у Сэнсэя Усуи, основал Тенохира-Рёуши-Кенкюкаи, что означает «Ассоциация по изучению лечения с помощью ладоней».

Кроме того, Эгути писал книги по лечению, найти которые теперь довольно трудно. Тива-кэ Мацумото создал общество Дзинтаи-Рагиум-Гаккащ что значит «Излучение человеческого тела». Таикан Нишимура основал религиозную группу Синноукёу-Хонин его метод был назван Синноукёу-Сёкусу-Сикоу Зиохо, что переводится как «Метод исцеления фиолетовым светом». Кроме того, в Японии возникли две новые религии – Махи Кари и Дзёхрей, обе – вокруг лечения с помощью рук. Интересно, что обе они использовали тот же символ, который был выбран Сэнсэем Усуи в качестве символа мастера. Неизвестно, существует ли какая-то связь между этими системами лечения, но их почти одновременное возникновение свидетельствует о внезапном появлении по всей Японии повышенного интереса к лечению именно в то время, когда Сэнсэй Усуи открыл Рэйки. После смерти Сэнсэя Усуи президентом Усуи Рэйки Риохо Гаккай стал господин Дзюдзабуро Усида, именно его инициативой было создание мемориала Усуи и высеченной на нем надписи.

 

(Вильям Ли Рэнд) Вальтер Любек, Франк Арджава Петтер, Вильям Ли Рэнд, «Дух Рэйки. Полное руководство по системе Рэйки» / Пер. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2007.

 

 

История Рэйки в Западном мире

 

На Запад Рэйки попало благодаря Хавайо Такате. Не будь ее, могло пройти еще много времени, прежде чем Рэйки вышло бы, если вообще вышло бы, за пределы Японии. Благодаря ей, Рэйки распространилось по всему миру, и миллионы людей получили возможность использовать его целительную силу.

Хавайо Таката родилась 24 декабря 1900 года на одном из островов Гавайского архипелага, Кауаи, и, когда подросла, стала работать на плантациях сахарного тростника. Потом она вышла замуж за бухгалтера одной из плантаций и родила двоих детей, но в 1930 году ее муж умер. Хавайо Таката вынуждена была растить детей сама, работая на тростниковых плантациях, чтобы обеспечить семью. Работа была очень тяжелой, и уже через пять лет у нее ухудшилось состояние легких, появились боли в животе и были полностью расшатаны нервы. Вскоре после этого умерла одна из ее сестер, и Таката поехала в Японию, чтобы навестить родителей и попытаться поправить свое здоровье. Сначала Хавайо Таката отправилась в обычную больницу, но потом решила попробовать другой подход. В конце концов она попала в клинику Рэйки доктора Хаяси, ученика Микао Усуи. Там она получала по два сеанса Рэйки в день, и через четыре месяца была полностью здорова. Обследование, проведенное в обычной больнице, подтвердило этот результат. Ее радости не было предела, и она захотела научиться Рэйки чтобы, вернувшись на Гавайи, поддерживать свое здоровье. В 1936 году Таката получила уровень Содэн от доктора Хаяси. В течение года она работала в его клинике, проводя сеансы Рэйки, после чего получила Окудэн.

В 1937 году она вернулась на Гавайи. Доктор Хаяси последовал за ней, и вместе они объездили все Гавайи, читая лекции, обучая Рэйки и проводя лечение. 21 февраля 1938 года Хавайо Таката получила от доктора Хаяси посвящение в Синпидэн.

Хавайо Таката открыла клинику на Гавайях, в Хило, а также в Гонолулу. Она предоставляла лечение и одновременно обучала учеников уровню Окудэн, который она начала называть Уровнем II. Она стала известным целителем и совершала поездки на американский материк и в другие части земного шара, обучая желающих и проводя сеансы Рэйки.

В 1970 году она начала готовить желающих к уровню Синпидэн, или, как она стала его называть, уровню мастера. За подготовку, которая проводилась в течение уик-энда и не предполагала никакого ученичества, она установила плату в 10 000 долларов.

За свою жизнь Хавайо Таката успела инициировать двадцать два мастера Рэйки. Она умерла 11 декабря 1980 года. Перед смертью Хавайо Таката передала список инициированных ею мастеров своей сестре. В него входят: Джордж Араки, Дороти Баба, Урсула Бэйлоу, Рик Бокнер, Барбара Браун, Фрэн Браун, Патриция Эвинг, Филлис Лей Фурумото, Бет Грэй, Джон Грэй, Айрис Исикура, Харри Кубой, Этель Ломбарди, Барбара Мак-Куллох, Мэри Мак-Фэйдьен, Пол Митчел, Бетел Файг, Барбара Уэбер Рэй, Синобу Саито (сестра Такаты), Вирджиния Сэмдал и Ванья Дуань. Чтобы сохранить свою интерпретацию системы Усуи, с каждого из них она взяла священную клятву учить точно так, как это делала она. Хотя линия шла от доктора Усуи, Таката в своем преподавании и практике отказалась от многого из того, что считал важным доктор Усуи, и добавила ряд собственных правил. Некоторые из этих правил кажутся ограничительными, и, ради ясности, то, чему она учила, лучше было бы называть Таката Рэйки.

Установленное ею высокое вознаграждение за уровень мастера можно считать до некоторой степени оправданным, поскольку оно внушает больше уважения к Рэйки. Но не все понимают это таким образом. Некоторым такой способ вызвать уважение с помощью денег кажется искусственным, он отвлекает внимание от того уважения, которое заслуживает Рэйки благодаря своему лечебному действию и другой приносимой им пользе. Кроме того, для многих высокая плата становится препятствием к получению Рэйки и мешает его быстрому распространению. Это противоречит духу того, что имел в виду доктор Усуи, который хотел, чтобы Рэйки было доступно каждому и не ограничивалось одной избранной группой, а распространялось по всему миру.

После смерти Хавайо Такаты один из двадцати двух инициированных ею мастеров решил пренебречь ее требованиями и следовать собственным путем. Айрис Исикура начала брать за последнюю ступень очень умеренную плату, иногда даже обучала бесплатно. В результате в середине 80-х Рэйки начало распространяться значительно быстрее. К концу 80-х, вероятно, несколько сот мастеров Рэйки получили инициацию за вполне умеренное вознаграждение. Их число стало быстро увеличиваться, и в настоящее время умеренная плата за уровень мастера стала нормой. Лишь незначительное количество мастеров Рэйки все еще требуют оплату в сумме 10 000 долларов.

Однако, ученики Рэйки попадают именно к тем учителям, которые им нужны. Поэтому вознаграждение, которое получает учитель, является как раз тем вознаграждением, которое ученик может заплатить. Те, кто платит за уровень мастера 10 000 долларов, предполагали заплатить именно эту сумму. Те, кто платит меньше, предполагали заплатить меньше. Каждый учитель имеет право назначить любую плату или учить бесплатно. Сумма, уплаченная за обучение Рэйки, никак не влияет на качество обучения. Как мы видели, Хавайо Таката брала очень высокую плату за подготовку в течение одного уик-энда. Потом некоторые учителя Рэйки стали тратить на подготовку мастера значительно больше времени за меньшее вознаграждение.

Принеся Рэйки на Запад, Хавайо Таката добавила несколько правил, которые многие считают ограничительными и не имеющими отношения к тому, чему учил доктор Усуи. Эти правила затрудняют обучение и замедляют рост учеников. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в далее. Однако для нас важно не упустить из виду, какой огромный подарок сделала нам всем Хавайо Таката, принеся Рэйки на Запад. Мы благодарны ей за ее вклад и по-прежнему испытываем к ней глубокое уважение за то счастье, которое подарила нам ее работа. После смерти Хавайо Такаты некоторые учителя, любившие Рэйки, стали исправлять внесенные ею ограничения, следовать собственному внутреннему голосу и учить более открыто – включая разрешение ученикам делать заметки и магнитофонные записи.

Кроме того, они начали поставлять письменные материалы и учебные пособия для занятий в группах, а также брать более умеренную плату. Другие занялись исследованием истории Рэйки. В конце концов в Японии начала обнаруживаться новая информация о жизни доктора Усуи и о том, как он учил Рэйки. Эта документально доказанная информация подтвердила то, что большинство ощущали всегда: Рэйки нужно обучать открыто и делать доступным каждому. Мы благодарны тем, кто имел мужество следовать своему внутреннему голосу и поступать именно таким образом. Благодаря этому мечта доктора Усуи о том, чтобы Рэйки стало доступно всем людям мира, скоро станет реальностью.

 

Одно из качеств западного ума – стремление все усовершенствовать. По-видимому, прогресс – неотъемлемая особенность нашей культуры, и мы всегда пытаемся сделать все больше, мощнее или усилить любым другим способом. С приходом Рэйки на Запад этот процесс не остановился. Когда Рэйки достигло Запада – и особенно в 80-е и 90-е годы, когда оно стало более доступным, – ученики Рэйки получили приятную возможность работать с новой техникой.

Влекомые вдохновением и желанием извлечь больше пользы, люди, чтобы удовлетворить современные потребности, стали обращаться к новым методам. Многие получают новые символы и разрабатывают различные вариации процесса настройки, используя ченнелинг. Многие люди, обладающие сверхчувственным восприятием, сознают, что полученные по каналам ченнелинга новые методы лечения обладают теми же основными качествами, что и Усуи Рэйки Риохо – просто вибрации целительной энергии у них разные. Хотя любое лечение действительно исходит из одного и того же источника, становится очевидным, что Рэйки может обладать разными «оттенками» и приводить к разным результатам.

Некоторые качества, обнаруживаемые людьми в новых вариациях Рэйки, оказываются более заземленными, пришедшими от земли, или, наоборот, более легкими, пришедшими из Вселенной, могут быть они и более мягкими, ласковыми, более мощными, плотными, более утонченными и т. п. Было также замечено, что в некоторых ситуациях энергия нового Рэйки, похоже, работает лучше, чем Усуи Рэйки Риохо. Некоторые из новых систем Рэйки включают новые символы, несущие целительные энергии конкретного назначения или приносящие конкретную пользу. Сюда входит способность облегчать боль, оказывать более глубокое лечебное воздействие, создавать заземление, открывать сердце, вызывать успокоение, вдохновение, усиливать творческие способности, являть цели, защищать и т.п.

Владение несколькими разновидностями Рэйки и дополнительными символами обеспечивает практикующему большую гибкость, в результате лечение проходит быстрее и часто приносит лучшие результаты. Ситуация похожа на ту, которая складывается при ремонте дома. Если все, чем вы располагаете, это дрель, молоток и плоскогубцы, вы можете разве что внести кое-какие усовершенствования. Но если вы добавите к этому пилу, кусачки, набор стамесок и гаечных ключей, вы быстро добьетесь гораздо большего. Многие видят преимущества в использовании различных видов Рэйки.

Когда было замечено, что новые целительные энергии обладают несколько другими качествами, люди поняли, что по каналам передаются другие виды Рэйки, и стали давать практикам новые названия. Первая из новых техник Рэйки, полученная в 1983 году Этель Ломбарди, одним из инициированных Хавайо Такатой мастеров, была названа Мари-Эль®. За ней последовали многие другие, в том числе Техника Сияния®, Раку Кэй, Тибетское Рэйки, Каруна Рэйки®, Рэйки Радуги, Рэйки Золотой Эпохи, Рэйки Дзин-Кэй До®, Японское Рэйки Сатъя, Мэн Чхо, Рэйки®, Jinlap-Рэйки, Сэйтим, Саку РэйкиРэйки Голубой Звезды, Рэйки плюс® – этот список можно продолжить. Сейчас существует больше 30 различных видов Рэйки с множеством подгрупп и отделений, и еще большее количество постоянно получают посредством ченнелинга.

 

Хавайо Таката принесла Рэйки на Запад как раз перед началом Второй мировой войны. Отношение ко всему японскому резко ухудшилось. Люди не доверяли ничему, что приходило из Японии, и все японское высмеивалось. Кроме того, многие выходцы из Японии оказались в лагерях для интернированных. Условия в этих лагерях были очень тяжелыми: людей лишали всякой свободы и обращались с ними как с заключенными. К счастью, Хавайо Такате удалось избежать такого лагеря. И тем не менее это было время, требовавшее большого напряжения и вряд ли способствовавшее распространению японской практики типа Рэйки.

Возможно, она решила, что единственный способ продолжать практиковать Рэйки – приблизить его основателя к жителям Запада. Возможно, именно поэтому она утверждала, что доктор Усуи был христианским священником, что он учился в университете в Соединенных Штатах и что он был ректором колледжа в Христианском университете в Японии. Это также могло послужить причиной того, что она внесла множество других изменений в свою практику.

Приведенная ниже информация изложена очень прямолинейно, и кому-то может показаться, что она ставит под сомнение честность Хавайо Такаты. Однако очевидно, что она делала лучшее из того, что можно было сделать в тех тяжелых условиях. Главное, не забывать ее основную заслугу – ведь Таката принесла Рэйки на Запад и продолжала практиковать и обучать этой технике в столь трудное время, что само по себе заслуживает самого глубокого уважения.

На сегодняшний день написано более шестидесяти книг о Рэйки. В большинстве из них приводится история Рэйки, рассказанная Хавайо Такатой. Авторы, как правило, дословно повторяют имеющуюся аудиозапись и расшифровку, сделанную до ее перевода. Многих удивляет, почему столько авторов продолжают пересказывать ту же историю, хотя факты ее не подтверждают. Одна из причин: многие из подобных книг были написаны до того, как эти факты получили широкую известность.

Как бы то ни было, обычно не принято повторять историю, не потратив времени на ее изучение, но, по-видимому, именно это произошло с авторами книг о Рэйки. Пересказывая историю, важно не просто принять на веру чей-то рассказ, но провести исследование, чтобы по возможности найти подтверждающие его факты. Исторические исследования обычно основываются на изучении оригинальных документов и многочисленных беседах с людьми, что позволяет получить информацию из первых рук и выработать понимание, которое подтверждается сведениями из разных источников.

Например, Хавайо Таката утверждала, что доктор Усуи был ректором колледжа Университета в Киото. Любому автору не так уж сложно было бы связаться с университетом и проверить эту информацию, прежде чем принимать ее как факт. К сожалению, большинство предыдущих авторов этого не сделали. Но несколько человек все же предприняли эти дополнительные шаги. После того как рассказанная Такатой история Рэйки была проверена мастерами Франком Арджавой Петтером, Четной Кобаяси, Вильямом Ли Рэндом и другими авторами, стало совершенно очевидно, что в ней есть много слабых мест и «мифических» элементов, не имеющих под собой исторических фактов.

В проспектах, используемых для рекламирования своих групп, Хавайо Таката утверждала, что она является единственным Мастером Рэйки во всем мире. Кроме того, она заявляла, что все японские мастера Рэйки погибли во время войны. Это пересказывали многие из ее учеников, а также члены двух организаций, основанных учениками Такаты после ее смерти. Подобные рассказы расхолаживали любого, у кого возникало желание шире исследовать историю Рэйки, и в результате Таката оказалась единственным источником информации.

Несмотря на то, что у многих эта часть ее истории вызывала сомнения, географические, культурные и языковые барьеры мешали людям Запада предпринять исследование истории Рэйки. Большинство принимали ее просто потому, что это был единственный доступный источник информации.

Сейчас известно, что в Японии мастера Рэйки существовали и занимались практикой всегда – как во время, так и после войны. Фактически, Рэйки в Японии практиковали постоянно, и представлено оно было организацией, основанной самим доктором Усуи, – Усуи Рэйки Риохо Гаккай, которая находилась в Токио. Теперь, проведя свое исследование, мы знаем, что во время войны президентом этой организации был господин Канити Такетоми, который оставался им вплоть до своей смерти (1960 год).

Известно также, что после войны Хавайо Таката поддерживала связь по меньшей мере с несколькими мастерами в Японии. Одним из них была жена доктора Хаяси, Тие Хаяси, подруга Хавайо Такаты, которая продолжала обучать и практиковать Рэйки в Японии.

Таката утверждала, что Рэйки – это устная традиция, поэтому ученики не должны получать никаких письменных материалов о Рэйки. Она не разрешала вести конспекты или делать магнитофонные записи. Она строго придерживалась этого правила и передала его как необходимую часть Усуи Рэйки всем мастерам, прошедшим у нее обучение.

Сейчас мы знаем, что эта идея была принята не всеми. Рэйки не является исключительно устной традицией. И доктор Усуи, и доктор Хаяси располагали письменными материалами, пользоваться которыми имели возможность их ученики. У нас есть копии обоих этих учебников, которые содержат описание многих важных упражнений, а также позиций для рук, предназначенных для лечения конкретных заболеваний.

Известно, что у Хавайо Такаты имелся учебник доктора Усуи, так как она передала нескольким своим ученикам его копии. Отсутствие печатных материалов и запрет на ведение конспектов или аудиозаписей очень затрудняет обучение. Начиная с конца 1980-х годов, некоторые учителя, полагаясь на собственный здравый смысл, стали позволять своим ученикам вести записи и обеспечивать их проспектами и инструкциями. В настоящее время это стало общей практикой.

Хавайо Таката говорила, что она является представителем Усуи Рэйки и обучает неизмененной форме Усуи Рэйки – той же, которой учил доктор Усуи. Из руководства, написанного госпожой Кимико Кояма, мы узнали много упражнений, которым обучал доктор Усуи и не обучала Хавайо Таката. Как стало известно из дневника Хавайо Такаты, по меньшей мере некоторые из этих упражнений она знала. В своем дневнике, который она начала вести в мае 1936 года, она пишет: «Самое приятное то, что господин Хаяси согласился посвятить меня в тайну Синпидэн, Кокю-Хо и Рэйдзи-Хо, высшего принципа науки об энергии».

Согласно Хавайо Такате, она прошла обучение Рэйки у доктора Хаяси в 1935 году, в Японии. Она знала, что доктор Хаяси порвал с Усуи Рэйки Риохо Гаккай и создал собственный вид Рэйки, внеся существенные изменения в то, чему он научился от доктора Усуи и в Риохо Гаккай. Изменения, может быть, и были полезными, но, внося их, он создал собственный стиль Рэйки. Кроме того, он назвал свою клинику «Институтом Хаяси Рэйки». Представление о том, что Хавайо Таката обучает Усуи Рэйки, послужило основанием для ее последователей называть себя практикующими «традиционное Усуи Рэйки» и утверждать, что они владеют подлинным Усуи Рэйки.

Кроме того, Хавайо Таката заявляла, что она является преемником доктора Хаяси и отвечает за его клинику и т. п. Согласно информации, полученной от госпожи Ямагути из Киото, Япония, преемником доктора Хаяси стала Тие Хаяси. Госпожа Ямагути была мастером Рэйки, она получила инициацию от доктора Хаяси в 1938 году, и сейчас, когда пишется эта книга, продолжает практиковать и обучать Рэйки в Японии.

Хавайо Таката практиковала не «традиционное» Усуи Рэйки, а его разновидность, разработанную доктором Хаяси. В ней она оставила многие упражнения, которые, как ей было известно, не входили в систему Усуи. Считают также, что после смерти доктора Хаяси Хавайо Таката модифицировала практикуемый ею стиль Рэйки. Очень жаль, что по каким-то причинам она предпочла не обучать системе Усуи Рэйки, поскольку упражнения, описанные в руководстве доктора Усуи, приносят большую пользу.

Хавайо Таката утверждала, что доктор Усуи был христианином. Цитирую расшифровку сделанной ею записи: «В то время, в начале своей деятельности, доктор Усуи был ректором колледжа университета Досиса в Киото. Кроме того, по воскресеньям он совершал богослужения в университетской церкви. Так что он был настоящим христианским священником...». Согласно Гаккай, доктор Усуи никогда не был христианином: он был буддистом. Доктор Усуи похоронен рядом с буддийским храмом Сайходзи (Чистая Земля). Если бы он был христианином, он должен был бы покоиться на христианском кладбище. В университете Досиса не обнаружено никаких записей о том, что доктор Усуи был ректором, членом преподавательского состава или студентом; фактически, там вообще о нем ничего не знают.

Хавайо Таката говорила, что доктор Усуи был зачислен в Чикагский университет в Соединенных Штатах и, закончив обучение, получил степень по теологии. Но, связавшись с Чикагским университетом, мы не обнаружили никакой информации, которая могла бы служить подтверждением того, что он окончил хотя бы один курс университета или Лютеранского колледжа, на основе которого был создан Чикагский университет.

Некоторые считают, что одной из причин, мешающих нам найти записи о ректорстве доктора Усуи в университете Досиса или о его учебе в Чикагском университете, может быть то, что он использовал другое имя. Однако это маловероятно, и нам не удалось найти никаких доказательств, которые подтверждали бы это предположение. Усуи – имя, высеченное на его надгробном камне на кладбище Сайходзи. Оно также является его фамильным именем, что подтверждают фамилии ныне живущих членов его семьи, а также тех, кто похоронен на том же кладбище. (Хотя надпись на его мемориальном камне утверждает, что у него было второе имя, Гиохо, это имя предназначено для использования после смерти и, когда он был жив, он его не использовал). Маловероятно, чтобы японец, будучи ректором колледжа или поступая учиться в университет, назвался не своим именем.

Хавайо Таката говорила, что доктор Усуи заново открыл Рэйки в формуле одной из буддийских сутр, которую он прочел на санскрите в дзэнском храме. Она не называла этой сутры, и никому до сих пор не удалось найти ни в каких буддийских сутрах формулу для овладения Рэйки. Мы не можем проверить это утверждение, а если бы это и было возможно, оно полностью расходится с тем, что утверждал сам доктор Усуи.

Доктор Усуи говорил, что Рэйки – оригинальная форма лечения. В своем руководстве, «Рэйки Риохо Хиккей», доктор Усуи пишет: «Наше Рэйки Риохо – нечто совершенно оригинальное, его нельзя сравнить ни с одним другим (духовным) путем в мире». Далее он пишет: «Наше Риохо Рэйки прежде всего является оригинальным способом лечения, основанным на духовной силе Вселенной». Согласно надписи на мемориальном камне Усуи, система Рэйки была получена в результате мистического переживания доктора Усуи на горе Курама.

Единственным источником информации, который утверждает, что доктор Усуи заново открыл Рэйки, является Хавайо Таката, а, как мы уже видели по другим моментам ее истории Рэйки, она не всегда придерживается фактов. Вероятно самым достоверным источником информации о том, откуда пришло Рэйки, могут служить собственные слова доктора Усуи. А из них мы можем заключить, что доктор Усуи не «заново открыл Рэйки», но оно представляет собой оригинальный вид лечения, который разработал он сам. Конечно, энергия Рэйки могла входить в одну или в несколько использовавшихся ранее систем лечения. Однако как оказалось, доктор Усуи благодаря мощному мистическому переживанию на горе Курама получил целительную энергию Рэйки непосредственно из ее источника. В результате этого переживания он разработал систему лечения Рэйки.

Хавайо Таката также утверждала, что официальное вознаграждение за овладение мастерством Рэйки должно составлять 10 000 долларов: если вы не вносите эту сумму, вы не можете практиковать Рэйки. В организации Рэйки, основанной кем-то из учеников Хавайо Такаты, особо подчеркивается необходимость внесения 10 000 долларов, часто это требование становится определяющим. Такая оплата оказалась одним из основных препятствий распространению Рэйки, особенно в начале 80-х, когда внесения ее требовали большинство западных учителей Рэйки. Теперь, когда мы получили из Японии дополнительную информацию, оказалось, что плата за овладение мастерством Рэйки в размере 10 000 долларов не является частью системы Усуи, но была установлена самой Хавайо Такатой. Согласно господину Дои, общество Японское Гаккай, членом которого он является, берет очень умеренную плату. Пожизненное членство в нем стоит 100 долларов плюс 20 долларов за каждое собрание, на котором человек присутствует. От госпожи Ямагути известно, что за свой уровень мастера она уплатила сумму, примерно равную месячному взносу. Это не такая малая сумма, но наверняка не 10 000 долларов, которые требовала Хавайо Таката.

После смерти Такаты, последовавшей в 1980 году, Барбара Уэбер Рэй объявила себя Великим Мастером Рэйки. Она заявила, что Хавайо Таката хотела, чтобы после ее смерти она взяла ответственность за Рэйки в свои руки и стала Великим Мастером. Потом с тем же заявлением выступила другая женщина, Филлис Фурумото. Вокруг них возникли дне отдельные организации Рэйки, и обе утверждают, что их лидеры являются Гроссмейстерами Рэйки, причем это продолжается по сей день! (Филлис Фурумото действительно могла быть преемником Хавайо Такаты, но, как мы уже объясняли, Хавайо Таката никогда не была преемником ни системы Усуи, ни даже доктора Хаяси.)

Важно отметить, что ни Хавайо Таката, ни доктор Хаяси, ни доктор Усуи не называли себя Великим Мастерами. Этот титул стали употреблять на Западе только после смерти Такаты. В Японии он не использовался никогда. Как рассказывают, доктор Усуи был очень скромным человеком. Он сам, по его словам, не обладал самым высоким энергетическим уровнем. Себя он называл «номером два», оставляя открытыми возможности для дальнейшего развития.

Как уже говорилось, организация, основанная доктором Усуи, называлась Усуи Рэйки Риохо Гаккай и ее штаб-квартира находилась в Токио. Доктор Усуи был первым президентом Усуи Рэйки Риохо Гаккай, а после его смерти должность президента занял господин Дзюдзабуро Усида. Это был тот самый Дзюдзабуро Усида, который отвечал за установку мемориального камня рядом с могилой доктора Усуи у храма Сайходзи. Доктор Хаяси никогда не был президентом и фактически не мог им стать, так как порвал с организацией доктора Усуи, чтобы вести собственную группу. Следовательно, никто из линии доктора Хаяси не мог стать президентом организации доктора Усуи. К тому времени, когда Барбара Уэбер Рэй и Филлис Фурумото объявили себя Великими Мастерами Рэйки, президентом Усуи Рэйки Риохо Гаккай была госпожа Кимико Кояма. В настоящее время Усуи Рэйки Риохо Гаккай руководит господин Масаёси Кондо, живущий в Токио.

Так что, как видите, факты свидетельствуют о том, что Хавайо Таката не обучала тому же виду Рэйки, которому обучал доктор Усуи, и ее организация не являлась частью организации, созданной доктором Усуи. Она, как и ее ученики, не наследовала систему Усуи Рэйки. И несмотря на это, она сама по себе сыграла очень важную роль во внедрении и обучении Рэйки на Западе, и благодаря ей с Рэйки познакомилось огромное количество людей.

Некоторых эта информация может шокировать, ведь всегда делался упор на то, что Хавайо Такато является продолжателем системы Усуи и обучает Усуи Рэйки в неизменном виде. Именно такое впечатление она произвела на меня, когда я впервые с ней познакомился. Однако эти данные никак не могут повлиять на качество энергии Рэйки, и теперь, когда мы располагаем фактами относительно истории Рэйки доктора Усуи и его исходных методов, и то и другое может быть представлено более профессионально. К тому же знание действительной истории только облегчит совместную гармоничную работу всех групп Рэйки.

Несмотря на упомянутые ограничения, Рэйки выжило и распространилось по всей планете. В этом заслуга замечательной силы Рэйки, которая подтверждает подлинность этой целительной энергии и ее способность преодолевать соперничество и преходящие интересы учителей прошлого. Мы благодарны всем тем, кто внес свой вклад в его сохранение и в раскрытие его исходных методов и назначения. Пусть же дух Рэйки продолжает распространяться дальше, чтобы исцеление, счастье и покой, которые оно приносит, мог испытать каждый в нашем прекрасном мире.

 

 

(Вильям Ли Рэнд) Вальтер Любек, Франк Арджава Петтер, Вильям Ли Рэнд, «Дух Рэйки. Полное руководство по системе Рэйки» / Пер. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2007.